Направление деятельности РИП: Разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.
В соответствии с ФГОС ООО, у обучающихся к моменту завершения образования на ступени основного общего образования должны быть сформированы результаты, обеспечивающие готовность и способность обучающихся к «осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде», т.е. обеспечивающие, во-первых, выполнение обучающимися действий по профессиональному самоопределению в части выбора конкретного пути продолжения образования, во-вторых, возможность повторения операций в рамках построения индивидуальной образовательной траектории.
В настоящее время формирование результатов в соответствии с упомянутым выше требованием реализуется в рамках внеурочной деятельности, являясь одним из направлений.
Основные сложности по выстраиванию такой деятельности связаны с тем, что при очевидности общих подходов к получению результатов – необходимость обеспечивать обучающихся возможностью выбора содержания образования (т.е. предоставление им опыта построения индивидуальной образовательной траектории), а также сопровождения этого выбора (т.е. обсуждения с обучающимся планов, мотивов выбора, оценки результатов выбора и т.д.),– нет понимания в отношении, во-первых, оптимального набора мероприятий по тематике сопровождения профессионального самоопределения, в которых должен принять участие обучающийся, во-вторых, способа организации внеурочной деятельности, предполагающего выбор обучающимися содержания внеурочной деятельности хотя бы в отношении мероприятий по тематике профессионального самоопределения, в-третьих, процедуры организации выбора мероприятий, в-четверных, техник сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, адекватных цели сопровождения и обеспечивающих работу с обучающимися как групповую, так и индивидуальную, в-пятых, техники проведения мониторинга достижения обучающимися личностных результатов в части профессионального самоопределения.
Достижение понимания по всем этим проблемным вопросам обеспечит качественное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, что при условии распространения опыта на территории Самарской области приведет к повышению качества выбора выпускниками образовательной траектории и, соответственно, к осознанному, основанному на анализе как собственных интересов, потребностей и склонностей, так и актуальной ситуации на рынке труда, выбору варианта получения профессионального образования.
Основная идея проекта
В образовательных организациях – партнерах проекта, реализующих программы основного общего образования в различных условиях (крупный город, малый город, крупное село, малое село), программы коррекционного образования, на основе концепции, предложенной Центром профессионального образования Самарской области, выстраивается система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (с учетом условий), обеспечивающая выбор обучающимися мероприятий по тематике профессионального самоопределения, сопровождение планирования участия в мероприятиях, индивидуально-групповое сопровождение рефлексии обучающихся по вопросам профессионального самоопределения, включая работу с портфолио профессионального самоопределения, а также мониторинг достижения обучающимися личностных результатов в части профессионального самоопределения.
Анализ материалов участников апробации позволит к маю 2019 г. собрать информацию и составить методические рекомендации по реализации технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, включающие не только описание общего подхода, но и примеры из практики участников апробации; к январю 2020 г. сделать вывод о возможности реализации технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в массовой школе без обеспечения регулярного экспертного сопровождения, к апрелю 2020 г. подготовить программы информирования педагогического сообщества о технологии и программы повышения квалификации для администраторов и педагогов, к июню 2020 г. сформировать рекомендации участникам апробации по подготовке программ стажировок на их базе.
Реализация проекта
На первом этапе реализации проекта были сформированы планы внеурочной деятельности в части профессионального самоопределения с учетом условий школы(кадровых, материально-технических, информационно-коммуникативных и прочих).
Проводилось индивидуально-групповое сопровождение осуществления обучающимися планирования посещения мероприятий и рефлексии по итогам мероприятий, включая работу с портфолио сопровождения профессионального самоопределения обучающегося, и мониторинг, велись листы портфолио обучающегося.