Отчет о реализации проекта за период с 01 сентября 2016 г. по 01 августа 2017 г.
«Обеспечение качественного начального общего образования в сложном контексте сельской местности» («Школа равных возможностей»)
Направление деятельности РИП: Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Географическое положение ГБОУ СОШ п. Масленниково своеобразно. Школа находится на границе трех районов: Безенчукского, Хворостянского и Приволжского. В непосредственной близости находятся 2 школы среднего общего образования и 2 школы основного общего образования. Данная конкурентная среда стала объективной причиной развития учреждения как образовательного центра межмуниципального уровня, куда подвозятся дети из восьми сел.
Школа имеет филиал, реализующий программы начального общего образования, и структурное подразделение, реализующее программы дошкольного общего образования.
Анализ существующего состояния образования выявил следующие проблемы, послужившие основанием для разработки проекта:
– неполное удовлетворение потребностей родителей в качественном образовании на ступени начального общего образования;
– сложность удовлетворения в условиях сельской местности дополнительных образовательных потребностей обучающихся и их родителей;
– низкая мотивация педагогов начальной школы качественно выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность проекта очевидна, исходя из количества сельских школ Самарской области, находящихся в сложном социальном контексте: невысокое качество образования обучающихся вследствие таких объективных причин, как невысокий уровень образования родителей, дефицит педагогических кадров, готовых работать в условиях ФГОС, недостаточная материально-техническая база (и отсутствие возможности ее развития) образовательных учреждений сельских поселений с малым числом жителей, имеющих детей школьного возраста. Через изменение условий организации процесса начального общего образования школы могут и должны улучшить свою работу, повысить качество образования. Только эффективная школа сможет обеспечить образовательную успешность, повысить жизненные шансы каждого обучающегося, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и социального положения.
2. Основная идея проекта
Основная идея проекта заключается в создании новых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования через эффективное перераспределение собственных и привлечение сетевых ресурсов, позволяющих решить приоритетную задачу обеспечения качества образования и максимального удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса.
Экспериментальная работа по апробации новой модели обучения в начальной школе ведется с 2015 года. В 1 классе организован полный день пребывания в школе, оборудованы спальни, игровые зоны (уроки, сон, внеурочная деятельность, занятия в сенсорной комнате, питание в соответствии с СанПиН). Процесс адаптации при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального школьного образования проходит легче (в новых условиях сохранен привычный режим дня).
В начальной школе каждый учитель специализируется на преподавании в одной параллели, т.е. каждый класс начальной школы получает каждый год нового учителя. Кроме того, отдельные предметы (физическая культура, музыка, иностранный язык) ведутся узкими специалистами. Привлечены специалисты больницы, Центра психологического сопровождения.
Эксперимент продлится до 2020 года, но уже можно говорить об определенных положительных эффектах. Такая модель преподавания в начальной школе способствует повышению уровня ответственности за свою работу. Если раньше учителя интересовали только ученики его класса, то теперь мы наблюдаем заинтересованность педагогов в качестве обучения в другом классе (которых выпустил и которых возьмет). Организовано взаимопосещение уроков. Педагогами начальной школы были разработаны рабочие программы предметов, утвержден диагностический инструментарий и критерии оценивания. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Одним из показателей эксперимента является положительная динамика качества знаний обучающихся. Из года в год наблюдается 100%-ная успеваемость, рост среднего балла по предметам, увеличение числа хорошистов и отличников.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс по русскому языку «Журавлик», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционная олимпиада «Меташкола», межпредметная онлайн-олимпиада «Учи.ру», разного рода дистанционные викторины и др.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше учитель ведет такую работу, передавая тем самым достижения каждого обучающего другому педагогу, тем это эффективнее из года в год.
Повысился интерес обучающихся к учебе и внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности в начальной школе позволяет сформировать интересы, раскрыть творческие способности обучающихся и их индивидуальные наклонности. После уроков у каждого ребенка появляется возможность выбора занятий по интересам, которые проводят как учителя начальных классов, так и основной школы, каждый в своем направлении. На занятиях внеурочной деятельности стали наблюдаться смешанные группы обучающихся, что способствует сближению учеников, их сплачиванию, более эффективной работе Малого совета Школьного ученического самоуправления.
Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс
школьного самоуправления объясняется:
во-первых, с точки зрения возрастных психологических особенностей. Школьники восприимчивы к социальным явлениям, им необходимо признание. Дети готовы к изменениям, готовы к новым достижениям. Им требуется наличие мотивации.
во-вторых, участие в школьном самоуправлении способствует формированию гражданской позиции. У них появляется своя точка зрения, которую они учатся отстаивать, взаимодействуя с коллективом.
в-третьих, сознание групповой принадлежности, солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.
Все дети по-своему талантливы! У одних это проявляется в учебе, другие раскрывают свои способности в спорте, третьи – в искусстве, труде. Каждое внеклассное мероприятие тщательно продумывается, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя, раскрыть свои индивидуальные способности. Совместное участие с обучающимися средних и старших классов в социально-значимых проектах также дает положительные результаты. Наша школа благоухает зеленью, чистотой и уютом, которые создают и оберегают сами же дети. Активное участие в организации мероприятий совместно со своими детьми принимают родители, что способствует сплочению всех участников образовательного процесса.
У педагогов, работающих в эксперименте, происходит усовершенствование собственных наработок. По каждой теме создан банк методического, наглядного и электронного материала, который из года в год пополняется.