А.В. Гаврилов,

 учитель физической культуры ГБОУ СОШ п. Масленниково м.р. Хворостянский

Вследствие значительных изменений в российском обществе актуальные интересы личности, государства требуют, чтобы сегодня приоритет отдавался воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости школе взять на свои плечи еще один груз забот – стать центром активизации жизни местного сообщества, центром для ближайшего окружения, поднять культуру не только в своих стенах, но и через своих обучающихся нести ее в социум.

В сельской местности только школа может и должна сыграть эту функцию. Именно эта роль отводится современной школе Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования». Школа – прекрасный центр ресурсов для местного сообщества и коллектив профессиональных организаторов.

Многочисленные исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые люди отличаются большей социальной активностью, имеют более конкретные жизненные планы.

Вместе с тем, у каждого, кто причастен к решению социальных вопросов, должно быть сформировано четкое представление о том, что без полноценного здорового и воспитанного поколения невозможно говорить о решении жизненно важных проблем России.

Эффективная работа по социализации личности каждого обучающегося, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, – главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет “физическая культура”.

В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание (Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”)

Спортивно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.

В ГБОУ СОШ п. Масленниково спортивно-патриотическое воспитание занимает важное место в образовательном процессе. В школе создана система патриотического воспитания: под руководством администрации – директора, его заместителей – работают школьный учебно-музейный центр, библиотека, учителя-предметники, классные руководители.

 Это и работа по формированию здорового образа жизни, систематизированная и обобщенная в авторской программе «Здоровое поколение.ru». Это популяризация различных видов спорта: волейбол, футбол, лыжи, легкая и тяжелая атлетика и т.д. Это традиционные мероприятия, направленные на развитие чувства патриотизма, ответственности за свою малую родину: «В здоровом теле-здоровый дух», «Богатырская наша сила», «Сильные духом», «Конференция отцов», «Выше, быстрее, сильнее…».

Одним из ярких примеров таких мероприятий является ежегодный легкоатлетический турнир памяти Макеева А.Н.

Александр Николаевич Макеев родился15.08.1925. В феврале 1943 года, будучи учеником 9 класса, ушел воевать на фронт. Воевал в Карелии. Был ранен. После ранения – 2-й Белорусский фронт, потом Польша, Германия. За боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды и медалями. После войны работал учителем физической     культуры в родной школе. Александр Николаевич всегда пользовался уважением коллег и родителей, любовью своих учеников. 24.01.2012 Александра Николаевича не стало. В память о нем администрацией школы решено было учредить ежегодный легкоатлетический турнирпамяти Макеева А.Н.

Турнир проводится среди учащихся 1-7 классов и включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя тестирование на знание спортивных традиций школы, лучших спортсменов школы, района и Самарской области. Практическая часть: соревнования в беге на короткую и длинную дистанции, прыжки в длину. Активное участие в подготовке и проведении турнира принимает спортивный комитет школьного ученического самоуправления. От каждого класса выступают по 3 девочки и 3 мальчика, прошедших предварительный отбор на уроках физической культуры. Победители в каждой номинации получают дипломы и памятные призы, а самый спортивный класс – переходящий кубок.

Такие мероприятия, в единстве учебной и внеучебной деятельности, обеспечивают возможность целостного, эффективного воздействия на личность ребенка, создание условий для формирования определенного “образа жизни”, позволяют создать коллектив единомышленников, являющийся действенным средством воспитания, помогающим в успешном самоопределении школьников в жизни.